Когда корейцы бьют себя пяткой в грудь и утверждают, что они обособленная страна, с уникальными традициями и устоями, я всегда удивляюсь подобному наивному самообману )
Ибо при просмотре, и особенно при просмотре, "Страха и трепета" я каждые минут 10 наверное восклицала: "Корея!".
Поэтому если вы хотите погрузиться в атмосферу жизни Кореи, можете посмотреть этот фильм о Японии - поверьте, больших различий там я не нашла.
Сразу хочу предупредить тех, кто кинется скачивать этот фильм, чтобы увидеть японские пагоды, бансаи, вулканы, храмы и проч. - этого в фильме нет вообще.
Зато там очень живо, красочно и правдиво описана офисная жизнь в Японии, и очень тонко и четко показана философия востока.
Далее будут спойлеры и мои размышления на тему фильма, поэтому советую читать только тем, кто уже посмотрел этот фильм.
Я не читала книгу, но думаю, что там показано намного больше ньюансов, которые можно было бы передать в фильме. Но даже смотря картину, понимаешь, что человек, написавший книгу, сам прошел через многое, живя в Японии...
Главная героиня фактически прошла путь становления личности рядового японца. Дети рождаются и приходят в мир в красивой стране с загадочной культурой, где все друг другу улыбаются. Потом они идут в школу и прилежно учатся, потому что так сказали мама и папа, чтобы потом поступить на работу в хорошей компании и заработать денег. Стандарный набор любой цивилизованной страны, скажете вы. Ан-нет.
Амели, попав в эту страну уже будучи взрослым человеком, не имела возможности пройти промежуточные стадии обучения и должна была пройти ускоренный годовой курс японской культуры поведения с плачевными последствиями.
Я думаю, каждый иностранец, попав в Корею, проходил тоже самое. И могу с уверенностью сказать, что почти каждый поступил также, как Амели - сбежал из этой дикой страны к привычным устоям.
В картине очень четко прослежен путь от стресса до сумасшествия, и от него к смирению. Иерархическая лестница, где каждый, стоящий на ступеньке выше, имеет право угнетать нижестоящих, показывает перетекание стрессовой энергии от человека к человеку. Получил нагоняй от начальства, сорви злобу на подчиненном. Это нормальная практика даже в Корее. Унижение, которое приходится испытывать от старшего, переплавливается в злобу, которую хочется и можется перенести на младшего. Вот это вот "я начальник, я царь и бог" лишний раз подчеркнуто невозможностью прямого обращения к низшим починенным - нужно сначала дать пинка своему непосредственному подчиненному, чтобы у того была возможность сорвать злобу на нижестоящих. Так уж повелось...
Знаете, все это мне напоминает старый длинный еврейский анекдот, который очень точно передает философию востока.
Ученые взяли 5 обезьян, посадили в одну клетку, а сверху подвесили бананы. Все обезьяны кинулись наверх, но каждую обезьяну, сумевшую первой добраться до бананов, ученые с помощью пожарного брандспойта сбивали ледяной водой. Ну и остальных для профилактики. Через какое-то время обезьяны поняли, что вместо бананов они получают боль и успокоились.
Через пару дней одну обезьяну из клетки забрали и поменяли на новую. Новая обезьяна, увидев бананы, сразу тянулась за ними, но четыре бдительные обезьяны, оставшиеся с прошлого раза, оттаскивают её и... бьют, хотя на этот раз никого не обливали. В конечном итоге и эта обезьяна присоединяется к остальным в бездеятельном созерцании еды.
Через пару дней одну из старых обезьян снова меняют на новую. Результат предсказуем - она лезет за бананом, остальные вскакивают, оттаскивают и бьют. При этом с особым зверством бьёт та обезьяна, которую не обливали.
Каждые два дня старых обезьян заменяли на новых до тех пор, когда от прежнего состава не осталось ни одной старой обезьяны.
Короче говоря, в итоге получаем ситуацию, когда в клетке сидят пять ни разу не облитых обезьян, но ни одна из них не делает попыток дотянуться до банана.
Почему?
Потому что пиздят.
Почему?
Потому что тут так принято.
Так недолго и свихнуться. А уже свихнувшись, приходит безнадежное смирение. Вот вам и вся философия. Вот откуда берутся все знаменитые японские сексуальные извращения. Такой стиль жизни, ежесекундный стресс либо пораждает мозг гения, либо умалишеннего.
Мне кажется, восток сознательно идет на такие жертвы, ведь один человек - ничто, общество - это сила. Такова истиная философия востока.
В фильме очень красиво показано столкновение двух культур - востока и запада, и то, как западу приходится уступать, потому что восточный ум слишком сложно устроен, слишком долго был угнетен и подавлен.
Мне, как европейке, прошедшей путь от простого студента до аспиранта знакомо чувство превосходства, которое испытывает старший, когда ему со страхом и трепетом кланяются младшие. Очень сложно совладать с этим чувством и не стать унижать, подчеркивая свое положение. У азиатов этой дилеммы нет: пройдя через унижение в молодости они хотят оторваться на младших в зрелом возрасте. Мне так поступать не позволила европейская честь, хотя согласитесь, соблазн был велик )
Навела я тут чернухи )))
К фильму стоит относиться как к одной грани восточной культуры. Да, они такие. Их можно жалеть, можно преклоняться, можно любить или ненавидеть. Но они выжили в хаосе войны, не сломались, сильно продвинулись в экономическом плане, создают гениальные фильмы и картины и все это с присущей только востоку красотой и утонченностью.
Но если в будущем вам захочется жить и работать в Азии, будьте готовы к такому варианту развития событий )
Страх и трепет. 2003
ru-korea
| пятница, 17 сентября 2010